Как дети познают ценности? часть2

Как дети познают ценности? часть2

Даже если мы движемся к познанию ценностей маленькими шагами, дети уловят наше намерение и взгляды, и научатся стремлению к тому мировоззрению, которое они пока еще не приобрели.

Дети учатся ценностям на примере того, как мы проводим время в семье. Кэтлин рассказывает о том, как она прививает семейные ценности: «Раз в неделю мы выделяем вечер, собираемся всей семьей и говорим о том, что каждому из нас нравится в нашей семье. Мы планируем игры, песни и изготовление поделок. Это время, когда все откладывают свои дела. Я люблю этот время. Оно дает нам понять, что наша семья стоит для каждого из нас на первом месте».

Дети познают ценности убеждения при взаимодействии с окружающим миром. Общаясь с друзьями и дальними родственниками, читая книги и смотря телепрограммы, делая выводы из опыта, получаемого ими в том мире, где они вращаются, дети вбирают в себя ценности и общественные нормы. Дженис вспоминает: «Однажды моя трехлетняя дочь Мелисса пришла ко мне с заявлением: «Все доктора – мужчины». А я знала наверняка, что все доктора, с которыми приходилось сталкиваться Мелиссе, были женщинами. Однако каждый раз, как речь заходила о докторах, она снова упоминала о мужчинах. Любая книга, в которой говорилось о докторах, обязательно представляла их мужчинами. Как-то она пришла домой и сказала своей тете, что была у доктора, на что тетя спросила: «Он сделал тебе укол?» Внезапно представление Мелиссы: «Я думала, мой доктор- женщина», было поколеблено авторитетом тети и весом накопленных впечатлений, которые она получила, взаимодействуя с окружающим миром».

Дети познают ценности, благодаря нашим объяснениям того, как устроен мир. Мы не можем всегда контролировать окружающий мир своего ребенка. Мы можем выбрать продуктовый магазин, но люди, которые ежедневно приходят в этот магазин, неподвластны нашему контролю. Иногда наши дети видят или слышат некоторые вещи, которые мы сочли бы весьма нежелательными для их ушей или глаз. Но тот факт, что мы рядом с ними, и то, что они приходят домой и рассказывают нам об этом, дает нам шанс поделиться нашим взглядом на произошедшее. И хотя не мы выбрали тот или иной опыт для своего ребенка, мы можем помочь ему разобраться в этом. «Мне жаль, что та женщина накричала на тебя за то, что ты стоял на тележке. Думаю, она волновалась о твоей безопасности. Она не знает, что стоять в тележке абсолютно безопасно, и не знает, что крик пугает детей».